19 февраля 2024
Где риск потерять сбережения больше
Центробанк намерен навести порядок на рынке индивидуальных банковских сейфовых ячеек, так как данной сектор рынка имеет довольно дурную репутацию. Воровство тут стало если не нормой, то вполне обычным явлением, и как с ним бороться непонятно. Всякий Hi-Tech типа систем наблюдения, детекторов проникновения и прочих датчиков пасует перед «человеческим фактором». Особенно если наблюдается заинтересованность со стороны топ-менеджмента, а тот или иной банк переживает не лучшие времена.
«Банк России полагает возможным поддержать предложение о целесообразности обсуждения вопроса об установлении требований к условиям хранения ценностей клиентов в индивидуальных сейфах (ячейках сейфа) в банках», — ЦБ РФ готов взяться за рынок банковских ячеек. Но когда именно — непонятно.
Суть проблемы проста — воруют-с… Причём порой обчищают хранилища на сотни миллионов рублей, и никто за это не несёт ответственности. Несовершенно законодательство, да и принятые в банках «обычаи» тоже оставляют желать лучшего.
Де-юре обезопасить своё имущество, которое вы отнесли в банк и положили в арендованный сейф, можно. Есть как бы «ответственное хранение», когда составляется опись того, что кладётся в стальной ящик, определяется ценность вещей, все ставят подписи. За этот тип хранения банк отвечает, материально и практически безусловно. Кроме форс-мажора типа атомной бомбардировки и типа того.
Однако отвечать никто не хочет, посему заключить такой тип договора хранения практически невозможно. Оно как бы есть, но его, фактически, нет. Не стоит даже пытаться найти такую услугу, даже если она декларирована, откажут под каким-то благовидным предлогом. Ровно как бесполезно пытаться ещё и застраховать данные ценности — компания тоже откажет. То есть двойной афронт. Ответственности в РФ бизнес брать на себя не хочет, только получать прибыли.
Посему только обычные ячейки, от которых вам дают ключ. Помещение вроде как за бронированными дверьми, второй ключ у сотрудника банка, видеонаблюдение (или декларация наличия оного). Но и первый — ваш" — легко может оказаться у того же сотрудника или его сообщника. То есть «незадекларированная» копия ключа. Собственно, очень часто так и происходит. А потом оказывается, что ваша сейфовая ячейка пуста.
«Сейчас, по большей части, сделки проходят в безналичной форме, через аккредитив. Есть, конечно, ещё приверженцы толстой пачки купюр, но учитывая то, что давно уже творится с банковскими ячейками, это становится небезопасно. Как правило, на это идут те, кто хочет скрыть реальную сумму сделки. Если же всё честно, то аккредитив удобней. Лично я, к счастью, не сталкивалась с воровством денег из банка в ходе сделки, но неоднократно об этом слышала», — объясняет частный риэлтер Татьяна Иванова.
Причём от размера и «крутости» банка воровство никак не зависит, только от того, что за деятели работают в данном конкретном отделении. Рецептов, как не нарваться на жуликов, просто не существует.
Из последних громких дел — крупная кража в банке «СИАБ» (Санкт-Петербург), клиентам обчистили их ячейки, ущерб измеряется сотнями миллионов рублей. Там явно сэкономили и на ячейках, и на их замках. Да и пост охраны был «для галочки». Люди потеряли все свои сбережения, а банкиры уже пытаются заявить, что они тут не при чём. Хотя преступник явно попал в хранилище не просто так, а видеонаблюдения там, как оказалось, в действительности не было.
Собственно, данное происшествие и стало причиной появления депутатского запроса в Центробанк, на который регулятор ответил. Что будет действовать. Так как проблема явно усугубляется, а пострадавших тупо шлют по известному короткому простонародному адресу.
Случаи компенсации причинённого ущерба единичны, как правило, «прогнуть» можно только небольшой банк. У которого нет денег на «разруливание проблем». Так, в 2019 году по факту двух краж в сейфовом хранилище ПАО АКБ «Инвестторгбанк», несмотря на отчаянное сопротивление финансистов, таки пришлось раскошелиться. Но это — едва ли не единичный случай…
Ровно как нет защиты и от того, что происходит в банках в «критических» ситуациях. То есть, когда они разоряются или ситуация близка к тому. Тогда хранилища могут «чистится» не просто с ведома, а по прямому приказу топ-менеджмента (владельцев). Которые моментально покидают пределы Российской Федерации, прихватив с собой захваченные деньги и ценности.
В «мирное» (не банкротное) время банк как бы несёт ответственность за соблюдение всех процедур доступа к ячейке и сохранность самого сейфового хранилища. Кстати, тоже очень расплывчатая формулировка, которая, по сути, означает, что никакой материальной ответственности перед клиентом нет. Её просто не желают иметь — смотрите выше.
Итак, замкнутый круг. Центробанк пока свои идеи по данному поводу не озвучил, но, в принципе, что там может появиться понятно. Некий регламент, с всевозможными строгими мерами, электронными журналами учёта, карточками, кодами доступа и т. д. Всё это, конечно, хорошо и правильно. Но работать вряд ли будет, так как «человеческий фактор» сильней.
Пренебрежение законами, возможность «отмазаться», откупиться — именно это и есть основной источник проблемы. Бизнес, особенно крупный, практически неподсуден, а гражданам нереально доказать, что их обокрали. Именно поэтому востребованность банковских ячеек неуклонно падает, зато растёт спрос на личные сейфы.
Особенно сильно он подскочил весной 22-го года, когда все бросились снимать со счетов наличные, прежде всего, валюту.
«После начала спецоперации и изменений в банковской системе мы видим достаточно резкий рост спроса на взломостойкие сейфы для домашнего и личного использования. То есть люди покупают в основном либо домой, либо в офисы. Это происходит потому, что резко выросла доля наличных денег», — говорит коммерческий директор компании по производству сейфов «НПО Промет» Алексей Петров.
Наличных меньше не становится, напротив, особенно это касается валюты — рубль падает, посему граждане запасаются долларами и евро. И хранят их дома. Разумеется, у кого есть чего хранить. Но точно не в банковской ячейке — туда и доступ затруднён, и опасностей слишком много, да и дорого. Как это не парадоксально, но дома надёжней.
Надёжно привинченный к стене (лучше в углу — сразу к трём плоскостям) крепкий сейф с кодовым механическим замком штука очень надёжная. Особенно учитывая низкую квалификацию современных воров — легендарные «медвежатники» (специалисты по взлому сейфов) советского времени остались в прошлом. Даже преступный мир потерял квалификацию, там тоже хватает «жертв ЕГЭ». А уж людей с техническими навыками совсем мало, что, собственно, для всех нас неплохо. Хотя в целом для страны снижение числа «технарей» — катастрофа.
Правда, по большей части люди сейчас покупают иные сейфы — оружейные. По словам Алексея Петрова спрос на них вырос аж в два раза. Данные хранилища необходимы для того, чтобы получить разрешение на «ствол», а оружием нынче стараются обзавестись многие. По вполне понятным причинам.
Более того, наличие его дома, как несложно догадаться, способствует ещё большей сохранности накоплений. Охранникам в банках как-то всё равно, или же они в доле с преступниками. Надежда в наши неспокойные времена может только на собственные силы, как говорится, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».